Общественная деятельность
по развитию индустрии питания и
гостеприимства в Омске и Омской области
+7 (3812) 95-77-27
Пять лет прошло с тех пор, как отменили санитарно-эпидемиологическое заключение на вновь открываемое предприятие питания. Хорошо это или плохо, что отменили? Вроде как исчез барьер, мешающий открытию предприятия или его затягивающий. Помещение есть, аренда идет, соответственно растут расходы. Наверное, когда отменяли, думали, что сократятся сроки открытия предприятия. Не нужно ждать заключения, а в случае не соответствия переделывать проект.
Но что получилось на самом деле? Некоторые предприниматели решили, а зачем вообще проект нужен, лишняя трата денег. Нашли помещение, шеф-повар или дизайнер набросали планировку - зал побольше, ведь он приносит прибыль. Заказали оборудование, там же набросали расстановку по максимому. И за работу. Соответствует такое заведение санитарным, строительным, противопожарным требованиям никто не гарантирует, да это и не нужно, никто не проверит предприятие 3 года. Не надо «кошмарить» бизнес!
Вот только тревожно (может быть не всем), а вдруг что-то не так, вдруг кто-то отравится и пожалуется (хотя жалуются по этому поводу редко, если только массовое отравление, часто жалуются жильцы на запахи и шум). Придет внеплановая проверка и вдруг что-то найдет и закроет заведение или оштрафует.
Жить в неизвестности и тревоге? Или, открывая предприятие питания, найти опытного технолога-проектировщика, хорошо знающего требования и технологический процесс, который сделает планировку и подберет оборудование в соответствии с ассортиментом и типом предприятия? Платить деньги или экономить? О потребителе, его интересах, даже никто не задумывается. Зал красивый, а что канализация не работает и запах не очень, а в горячем цехе разделывают мясо, а в моечной кухонной посуды чистят овощи, а в коридоре чистят рыбу, торты отделывают кремом рядом с мешками муки, посуду моют в тазу, руки помыть негде… ну - это же никто не видит. Так же, как не видит сальмонелезную и кишечную палочки. Туалета нет для персонала? Сходят в туалет для посетителей, что тут такого? Нет душевой? Не баре - дома помоются.
В основном потребители не знают, что предприятия питания остались бесконтрольными. И когда всплывают такие факты, как «купание в молоке», спрашивают в комментариях «куда смотрит СЭС». А СЭС (Роспотребнадзор) сейчас, к сожалению, никуда не смотрит. А если и смотрит (проверка Макдональдс), то ей почему - то не верят.
Получается в общественном питании шараханье из крайности в крайность: то жесткий контроль, то бесконтрольность. А владельцы предприятий экономят, а почему – нет, если есть возможность.
Как «не кошмаря» бизнес», «не кошмарить» потребителя? Отменили санитарно-эпидемиологическое заключение на ввод предприятия, но почему сделали проверки только через три года после открытия? У бизнеса свои интересы, у потребителей свои. И когда государство защитило интересы юридических лиц (ФЗ № 294 от 26.12.2008г), потребители остались беззащитными. А как же тогда выполняется закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»?
А может лучше пойти по другому пути? Пересмотреть санитарные правила (ведь они утверждены в 1979 г), привести в соответствие с новыми требованиями и Техническими регламентами Таможенного Союза? Ведь даже, отменив санитарно-эпидемиологическое заключение, не изменили формулировку п.2.1. «Размещение организаций, предоставление земельных участков, утверждение проектной документации на строительство и реконструкцию, ввод в эксплуатацию допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам и нормам». При каких условиях сейчас допускается ввод предприятий питания в эксплуатацию?
А Роспотребнадзор может быть не только контролирующим и карающим органом, но больше всего консультационным и обучающим центром? Где можно получить полную информацию на семинарах и консультациях о санитарных требованиях, о минимальном перечне документации, которая должна быть на предприятии и т.п. Ведь среди предпринимателей, открывающих предприятия питания, не только опытные рестораторы, но и предприимчивые люди других специальностей, далеких от питания - строители, военные, юристы. А проверки нужны не для того, чтобы наказать, а чтобы научить. И у бизнеса и государства, в лице Роспотребнадзора, должна быть одна цель: обеспечить сохранность здоровья населения, чтобы это население не боялось идти в предприятия общественного питания, будь - то ресторан или чебуречная.
Кокотчикова И.А., директор ООО «Омскобщепит», www.omskobschepit.ru
30 октября 2014 г