Общественная деятельность
по развитию индустрии питания и
гостеприимства в Омске и Омской области
+7 (3812) 95-77-27
Ресторанный бизнес в 2014 году пережил три потрясения: сначала из заведений выгнали курильщиков, затем гостей лишили заграничных деликатесов, и, наконец, плата за аренду помещений вместе с долларом выросла почти вдвое. Ресторанный бизнес в этом году попал между лезвий валютных ножниц. С одной стороны, давят арендные ставки на площадь, с другой — нависают ежедневно растущие цены на импортные продукты. Но многое и не купить уже ни за какие деньги. Санкционный список запретных деликатесов заставил рестораторов изобретать новые блюда для меню.
Повара на кухнях выкрутились, но кормить оказалось почти некого. Любители посидеть в ресторанах берегут теперь свои стремительно обесценивающиеся зарплаты. Залы пока не опустели, но в очередь за свободным столиком гости уже не стоят. Цены на меню в большинстве заведений пока остаются докризисными. Рестораторы пожертвовали собственной маржой в пользу своих гостей.
В отрасли чувствуется паника и гнетущая неизбежность конца. По прогнозам старожилов рынка, в следующем году в Москве закроется каждый пятый ресторан. В целом по России ситуация не лучше. Сохранить спокойствие удается единицам.
Есть, кстати, в общепите и счастливчики, которым кризис не страшен. Опыт показал, что экономические потрясения работают на руку предприятиям фастфуда. Именно в дешевые закусочные перебирается публика миддл-класса. Меню в этих заведениях на 80% состоит из местных продуктов, для которых колебания валют проходят безболезненно. Так, например, президент "Макдоналдс" в России и Восточной Европе Хамзат Хазбулатов заявлял, что 2008 год стал одним из самых удачных в истории компании. Ресторан быстрого питания тогда обслужил 200 млн человек. Прирост прибыли оценивался на уровне 30%. Единственная опасность, которая угрожает ресторанам фастфуда, это, опять же, арендные ставки. Когда в крупных торговых центрах закрываются магазины, торгующие одеждой и обувью, владельцы площадей перекладывают финансовую нагрузку на тех, кто крепче стоит на ногах. Хот-доги обычно продаются лучше, чем что-либо другое.